Женщина, по мнению крестьянской общины, требовала строгого обращения, чтобы присущие ей пороки не возобладали над ней. Все это сформировало систему, при которой женщина должна беспрекословно подчиняться главе семьи. И она, как правило, подчинялась, но не из уважения, а из страха стать жертвой физического насилия.
За любой проступок – невкусно приготовленный ужин, потраченные впустую деньги – женщина могла получить «нравоучение». В деревне не говорили «бить», говорили «учить», рукоприкладство вовсе не было неприемлемым, наоборот, это считалось долгом любого уважающего себя крестьянина. Такое поведение в семье считалось нормальные, а женщины со временем и вовсе приравнивали такое отношение мужа к любви. Оттуда и появилась фраза: «Бьет, значит любит».
За какие проступки могли избивать крестьянских женщин
Поведение, подрывающее авторитет мужчины в глазах общественности, не поощрялось. Возражения, критика действий мужа являются достаточными основаниями для избиений. Также осуждались лень, медленный темп выполнения работы по дому, неправильное хранение и использование сырья. Супружеская измена могла привести к серьезным телесным повреждениям.
Такая жестокость объясняется риском зачатия и рождения ребенка от незнакомого человека. В крестьянской среде рождение нового члена семьи означало, что им придется работать усерднее, а также делить ресурсы между большим количеством людей. Перспектива кормления внебрачного ребенка крайне нежелательна для главы крестьянской семьи. Физические пытки по отношению к предательнице не всегда были инициативой мужа. Часто решение о наказании принималось на собрании, а супруг был только исполнителем.
За преступления против супружеской верности было применено “вождение” или “позор” с элементами физического насилия. В деревне Ярославской губернии обманутый муж запряг жену в телегу вместе с лошадью и стал поочередно наносить удары кнутом - то животному, то женщине. Таким образом, крестьянин преодолел расстояние в 8 верст. Женщина скончалась.
Рождение ребенка женского пола также могло вызвать возмущение родственников, это связано с тем, что земельные ресурсы в сельской общине распределялись только в расчете на мужское население. Рождение девочки не сулило семье увеличения надела. Случалось, что избиения заканчивались смертью. Но подобные уголовные дела вести было сложно, поскольку свидетели произошедшего, как правило, давали ложные показания, защищая мужа-деспота от наказания.
Жертва становится убийцей
Самый простой способ прекратить травлю - вернуться в родительский дом - осуждался в крестьянском сообществе, поскольку это противоречило православной морали. Мало того, что женщина приобрела дурную репутацию, но и те, кто ее приютил, получили звание потворствующих "женскому своеволию". Жены, которые не могли выносить побоев, осмеливались убивать. Чтобы не встретить сопротивления физически более сильного человека, преступление было совершено, пока преступник спал.