Впервые разработанная в конце 1820-х годов, фотография объединила искусство и науку в одно средство, способное запечатлеть изображение в данный момент. Инновация превратила записанную историю в нечто, что можно было задокументировать не только текстом, но и картинками. По мере развития технологий популярность этого носителя резко возросла, что позволило семьям создавать снимки воспоминаний для будущих поколений. Эти ранние фотопортреты переносят нас назад во времени, рисуя картину другого образа жизни: семьи были больше, одежда громоздче, а позы заметно чопорнее и формальнее. Но, пожалуй, самое заметное отличие из всех заключается в том, что, казалось, никто никогда не улыбался.
Длительное время экспозиции
На заре развития фотографии длительные периоды экспозиции делали фотографирование людей непрактичным. Например, для работы французского изобретателя Нисефора Ньепса “Вид из окна Ле-Гра” 1826 года, которая считается старейшей сохранившейся фотографией, потребовалось время экспозиции восемь часов. Прошло более десяти лет, прежде чем изобретение Луи Дагерром в 1839 году дагерротипа сделало портретную фотографию практичной. Но даже тогда это был относительно медленный и тщательный процесс, который требовал, чтобы объект оставался неподвижным целых 20 минут.
К началу 1840-х годов фотографические технологии продвинулись еще дальше, и для обработки дагерротипных изображений, которые когда-то требовали 20-минутной экспозиции, требовалось всего 20 секунд. Тем не менее, даже современные фотографы понимают, как трудно сохранять улыбку с открытым ртом в течение какого-либо периода времени. Требуется всего несколько мгновений, чтобы искренняя улыбка превратилась в нечто, больше похожее на неловкую гримасу.
Первые фотографы подражали художникам-портретистам
Хотя технологические ограничения часто упоминаются как причина торжественного выражения лиц на старых фотографиях, это была не единственная причина, по которой наши предки так часто выглядели серьезными перед камерой. Одной из примечательных черт, общих для портретов художников 17-18 веков и фотографий начала 19 века, является наличие стоического, загадочного выражения на лицах субъектов.
До появления фотографии нарисованный портрет был единственным способом сохранить чей-либо образ для потомков. Написание своего портрета было занятием, связанным с богатством и социальным статусом, и, соответственно, у этого вида искусства были свои правила и ожидания. Этот формальный портрет оказал большое влияние на ранних фотографов, которые изображали свои объекты так, чтобы они отражали их социальный статус, род занятий или другие интересы. Общественные нравы, связанные с нарисованными портретами, перенеслись в фотопортретную живопись, и улыбаться не поощрялось.
Социальный этикет не одобряет улыбку
В эпоху, когда ухмылки с открытым ртом считались неприемлемыми, а улыбка, как считалось, означала, что кто-то беден, пьян, непристойен или иным образом развращен, редко кто решался улыбнуться на портрете — и еще менее вероятно, что фотограф поощрял бы это.