Во многих русских народных сказках главным героем является Иван-Дурак (либо Емеля-Дурачок). Он дурак. Он лентяй. Он неопрятен. Так почему же Иван-Дурак всегда выходит победителем в конце сказки? Почему все помогают ему получить то, что ему нужно? Почему прекрасная принцесса влюбляется в него?

ADVERTISEMENT

Смеха ради

Образ глупого, но удачливого младшего брата мы находим повсюду. В устных сказках европейских народов, в китайском фольклоре, в сказках североамериканских индейцев, даже в африканских историях. Но особую популярность он приобрел на Руси. Иван-Дурак – едва ли не самый распространенный герой русских сказок. Хотя это может показаться странным, причин для этого предостаточно.

Прежде всего, он забавный. И часто странствующие рассказчики средневековья были также шутами, очень способными в искусстве дурачества. Истории Ивана Дурака причудливы. В то же время это очень типично для “шутовской культуры” того времени, и не только в России. В некотором смысле Иван Дурак сам является шутом.

Picture background

Угнетенный идиот

Социальный аспект дурака не менее важен. В конце концов, он младший сын в патриархальной семье. У него, по сути, нет ни прав, ни собственности — ничего своего. Он находится на нижней ступени общества. Поэтому крестьянам, собиравшимся послушать шутов-сказочников, нравилось слушать, как угнетенный герой, человек без денег, так сказать, добивается в финале успеха. Ему не только удается перехитрить своих старших братьев, но в конечном итоге он побеждает важных государственных служащих, принцев и даже самого царя!

Picture background

Является ли Дурак Юродивым?

Еще одна причина, по которой Ивана так любят, - это его сходство с архетипическим юродивым Христа. Иван дурак в собственном смысле, то есть он безумен. Однако он разделяет многие характеристики явно безумных юродивых ради Христа, которые приняли образ сумасшедшего человека ради Христа. Интересно, что русское слово “юродивый” связано со словом “юрод”, что означает “уродливый человек”. Ивана Дурака также описывают как фантастически уродливого. Он весь день лежит на краю печи. Он грязный, и его одежда в лохмотьях. Он постоянно вытирает сопли по лицу. Еще одно сходство между ними заключается в странной манере говорить.

Picture background

Помимо очевидной комедийности, в подобных фразах есть что-то более глубокое. Иван переворачивает все с ног на голову, точно так же, как это делали юродивые за Христа. Они говорили загадками или иногда просто несли чушь, но всегда с определенной целью. Делая это, они эффективно “очищали” вечные истины от плевел ритуализма и фамильярности. Они как будто взбивают пыльный ковер, чтобы снова сделать цвета яркими и чистыми.

Picture background

Интересна и лень Ивана. Его братьям, которые постоянно заняты, удается практически ничего не добиться. Иван, с другой стороны, кажется, ничего не делает. Он сидит на печи и, по сути, пожинает плоды трудов своих волшебных помощников. Но истории прославляют не лень, а нечто более утонченное.

Если братья руководствуются разумом, то Иван - создание импульсивное, сердечное. Он идет
“куда глаза глядят, куда ноги несут”. Практическое здесь противопоставлено интуитивному. И последнее побеждает. В конце концов, Иван верит не в свой собственный никчемный ум, а только в волю Божью.

Picture background