Великая русская балерина Майя Плисецкая смогла покорить миллионы сердец не только у себя на родине, но и за границей. Быть на нее похожими мечтали все балерины, а сама танцовщица всю свою жизнь подражала другой, не менее великой звезде балета – Агриппине Яковлевне Вагановой.
Майя признавалась, что у нее никогда не было педагогов, которые бы приучили ее работать и любить работу. Ведь по сути, всю свою жизнь не работала, а просто занималась любимым делом – танцевала. Любить работать своих учениц как раз учила Агриппина, балерин было невозможно выгнать из балетного класса. Поработать с легендарным преподавателем Плисецкой посчастливилось всего несколько месяцев. Этот опыт произвел на нее неизгладимое впечатление.
Плисецкая не раз признавалась, что жалела о том, что так и не поучилась у Вагановой. Все педагоги, с которыми ей когда-то приходилось работать, не учили ее, никогда не делали замечаний или наоборот делали не по существу. Главным учителем для себя она была сама.
И результат, как мы знаем, получился превосходный, ведь ей удалось создать свой уникальный «плисецкий» стиль. У Агриппины Вагановой в Петербурге была своя балетная школа, где к ученицам были самые высокие требования, которые в последствии могли построить хорошую карьеру, даже если не было феноменальных физических данных.
Майю Плисецкую Ваганова впервые увидела, когда та выступала с очередной новой партией мазурки в «Шопениане». Легкий прыжок балерины вдохновил Агриппину и она назначила на следующий день репетицию. Однако во время долгожданной встречи Майя осознала, что в образовании у нее имеются большие провалы, а Ваганова славилась своим умением просто объяснять логичность комбинаций.
Несмотря на это Майя быстро все схватывала, она была очень способной, поэтому новые знания применила по делу. Затем молодой Плисецкой поручили партию в двойке виллис в балете «Жизель». Эту небольшую роль юная артистка готовила с Вагановой, и работа снова была отмечена зрителем и руководством. К сожалению, все это были краткие рабочие встречи, едва приоткрывшие Плисецкой тайны классического танца.
Плисецкая никогда не называла явных причин невозможности поработать с Вагановой, говоря лишь, что не сложилось. Но даже те недолгие четыре месяца, когда балерина занималась в классе Агриппины, стали для нее настоящим открытием. До встречи с Вагановой Плисецкая любила только танцевать, но уроки великого педагога показали ей, что труд может быть увлекательным, интересным и творческим.