Невозможно представить отечественный кинематограф без актера, режиссера, сценариста, продюсера, педагога и настоящего эксперта кино Владимира Валентиновича Меньшова. Его с уверенностью можно назвать человеком целой эпохи. 5 июля 2021 года легендарного кинодеятеля не стало. На 82 году Владимир скончался после тяжело перенесённой коронавирусной инфекции. Несмотря на зрелой возраст он был полон сил и активно продолжал заниматься любимой творческой деятельностью. Вспомним, самые яркие работы знаменитого режиссера.
«Розыгрыш», 1976
Владимир Валентинович один из тех режиссеров, кто снимал свои фильмы яростно и честно, веря в добрые порывы и в незыблемость моральных императивов. И пример тому, одна из его первых работ «Розыгрыш». В сюжете рассказывается о столкновении двух одноклассников 9-го класса. Один из них пытается добиться справедливости, а другой – циник-карьерист, который борется за свое лидерство в обществе. Благодаря этой картине страна узнала о начинающих артистах Дмитрии Харатьяне, Натальи Вавиловой и Олеге Гусеве.
«Москва слезам не верит» (1979)
Режиссерская работа Меньшова стала настоящей гордостью отечественного кинематографа. Она получила не только всенародную любовь, но и признание за границей. Так, Владимир Валентинович стал лауреатом престижной кинематографической премии «Оскар». Конечно, нашлись и такие, кто раскритиковал работу режиссера.
Многие кричали, что это не фильм, а сказка и простая советская ткачиха не может стать директором завода. Тем не менее, фильм стал лидером проката 1979 года. А страна получила новых звезд кино в лице Ирины Муравьевой и Веры Алентовой. Да и для Алексея Баталова, исполнившего роль слесаря Гоши, картина стала новым взлетом популярности.
«Любовь и голуби» (1984)
Еще одна не менее успешная картина Владимира Меньшова, которая до сих пор пользуется спросом у российских телезрителей. Фильм запомнился яркими фразами и диалогами, которые в дальнейшем разобрали на цитаты. Здесь Меньшов сам исполнил одну из эпизодических ролей. Для фильма был использован шутейный способ монтажа - переноса персонажей в пространстве, чего раньше в советском кино не наблюдалось.
«Ширли-мырли» (1995)
Владимиру Меньшову удавалось создавать режиссерские работы не похожие друг на друга. Так, кинолента «Ширли-мырли» была создана в жанре отвязного абсурдистского фарса. Фильм получил неоднозначные отзывы как у зрителей, так и кинокритиков. Как всегда, все снято и сыграно самозабвенно, азартно, импровизационно. Кстати, в этой работе Меньшов снова снял свою любимую жену Веру Алентову.
«Зависть богов» (2000)
Первая режиссерская работа Владимира в новом тысячелетии. Здесь режиссер снова использовал машину времени и вернул зрителей в 80-е годы. И снова картина подверглась резкой критике. Правда, зрительская любовь и на этот раз оказалась сильнее. Название фильма «Зависть богов» - из легенды боги позавидовали счастливым влюбленным и сделали им гадость.